Про все на свете
А.Шибаев "На что буквы похожи" (Л, Ч, Ш, Е, Ё, Я, Д, Ы)
Л

Звук [Л]

Узкий кончик языка
Вверх, в зубы упирается.
По бокам от языка
Воздух пробирается.
[Л] получится певучий,
Плавный, ласковый и звучный:
Ласка, лама, ландыш, лапа,
Лук, луна, лужайка, лампа.

(Ирина Лопухина “Логопедия: Звуки, буквы и слова”)



________________________________________________________________________
Упражнение на дифференциацию звуков [Л’] и [j]

Играем в «Цап-цап, или Убери палец». Тут, как обычно, незаменим папа. Приставляй указательный палец к папиной выпрямленной ладони и повторяй за ним разные слова. Слушай внимательно: как только папа скажет слово «клей», надо немедленно отдернуть руку. Иначе папа схватит твой палец, и он так и останется приклеенным к его ладони. Слова для папы:

аллея поленья белье
лилия колья Наталья
линейка июль Ульяна
Илья ели талия
Юля лейка клей

(Савина Л.А., Крылова Т.В. “Большой букварь в играх, сказках, стихотворениях, загадках”)



_____________________________________________________________________________
Упражнение на дифференциацию звуков [Л’] и [j]

Бабушка — генерал, а ты — солдат. Выполняй ее команды и рапортуй о том, что ты делаешь. (Например: Бабушка: Лей! Ты: Лью!) Команды для бабушки-генерала:

Клюй! Клей! Плюй! Гуляй! Налей!

(Савина Л.А., Крылова Т.В. “Большой букварь в играх, сказках, стихотворениях, загадках”)



_____________________________________________________________________________
Упражнение на дифференциацию звуков [Л’] и [j]

Играем в «Зеркало». Вы с мамой становитесь напротив друг друга. Мама произносит разные фразы и делает то, о чем в них говорится. Ты должен повторить фразу, которую произнесла мама, и выполнить то же самое движение, которое она сделала, так, как будто ты — мамино отражение. Смотри, не запутайся с левой и правой стороной! Запомни: если мама подняла правую руку, ты должен поднять левую!

Я мою плиту водою (делать круговые движения правой рукой).
Я даю Оле юбку (протянуть левую руку вперед).
Я ем малину и калину (поднести правую руку ко рту).
Я гуляю по поляне (сделать два шага направо).
Я купаю Лялю (правой рукой сделать движение, как будто поливаешь ребенка из кувшина).
Оля дает опята Коле (протянуть левую руку вперед).
Надя и мама пекли блины (сделать правой рукой движение, как будто помешиваешь ложкой в миске).

(Савина Л.А., Крылова Т.В. “Большой букварь в играх, сказках, стихотворениях, загадках”)



_____________________________________________________________________________
Упражнение на дифференциацию звуков [Л’] и [j]

Играем с папой. Сначала он притворяется добрым и произносит разные безобидные фразы. Ты повторяешь их, но ни на секунду не теряешь бдительности. Как только папа дойдет до слов «На поляне яма, а в яме волк» — беги из комнаты что было духу! Волк вылез из ямы и гонится за тобой!

У Ульяны тонкая талия.
В июле умолкают соловьи.
Мы видим, как появились побеги ели, липы и клена.
Мы едем на юг.
Полезай в люк.
Лия и Лиля гуляют по аллее.
Юля и Илья пели:
«Ай-люли, ай-люли, прилетели гули».
На поляне яма, а в яме волк.

(Савина Л.А., Крылова Т.В. “Большой букварь в играх, сказках, стихотворениях, загадках”)



_____________________________________________________________________________
Упражнение на дифференциацию звуков [Л’] и [j]

Лисичка и лиса

Под большой зеленой елью
Пять мышат лисичку ели.
Ели, ели, ели, ели,
И налево не глядели,
И направо не глядели.
Еле-еле, еле-еле
От лисы удрать успели!

(Савина Л.А., Крылова Т.В. “Большой букварь в играх, сказках, стихотворениях, загадках”)



_____________________________________________________________________________


Упражнение на дифференциацию звуков [Л’] и [j]

Король и шмель

Однажды вечером король
Сидел один и ел фасоль.
Была ужасная метель,
Король мечтал залезть в постель,
За щеку сунуть карамель...
И вдруг глядит: нахальный шмель
Конфету хвать! И с нею — в щель!
Оттуда — вверх, на антресоль!
Король — за ним. Рассыпал соль,
Перепугал на полке моль,
Сломал свою виолончель,
Свалился в клюквенный кисель,
За шкаф полез.
Поднял там пыль,
Ногою угодил в бутыль!
Швырнул в шмеля сапог, костыль,
Игрушечный автомобиль,
Свирель, и акварель, и дрель,
Но улизнул коварный шмель!
И вдруг задумался король,
С короны стряхивая соль:
Ведь если за окном метель,
Откуда мог тут взяться шмель?!

(Савина Л.А., Крылова Т.В. “Большой букварь в играх, сказках, стихотворениях, загадках”)



_____________________________________________________________________________
Упражнение на дифференциацию звуков [Л’] и [j]

Ты был в зоопарке? Тогда ты, наверное, сумеешь объяснить моей маленькой обезьянке-помощнице, что неправильно в стихах, которые она сочинила. Выучи стихи и прочти их всем по очереди (дедушке, а потом бабушке, а потом папе), только не говори, что в них есть ошибки! Интересно, кто из них быстрее всех это заметит?

Видишь, слопал лев лимон,
Клюв и лапы моет он.


Ходят лебеди по льду,
Бьют копытом на ходу.

До чего ленив тюлень!
Даже хобот вымыть лень!

Кролик съел морковку с хрустом,
В ластах держит лист капустный.

(Савина Л.А., Крылова Т.В. “Большой букварь в играх, сказках, стихотворениях, загадках”)



_____________________________________________________________________________
Запомните слова со звуком [л ], которые встретились вам в сказке.
Лисенок и лягушонок

В лесу, в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины.
Вылезет из лужи, наберет глины и сидит лепит. Сначала он лепил только лепешечки. Потом стал лепить колобки и лимоны. Потом слепил слона и уже после этого — льва на лыжах и лошадь в лодке.
Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисенок (завидовал он, что ли?) приходил, все ломал, да еще и дразнился:
— Зеленее всех зеленок — лупоглазый ля-гу-шо-нок! И это продолжалось до тех пор, пока лисенок не вырос.
Пришел он однажды к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, как он лепит, и грустно сказал:
— Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось...
— Ничего! — сказал лягушонок. — Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы.
(Г.Юдин “Букваренок”)



_____________________________________________________________________________
В зоопарке

Лида ходила с папой в зоопарк. Там они видели разных животных. Когда они пришли домой, сестра Лена спросила: «Какие животные тебе больше всего понравились?» Лида сказала: «А ты отгадай. Мне понравились звери, в названиях которых есть звук [л ]». Лена подумала и сказала: «Наверное, это...» Каких зверей назвала Лена?
(Ответ: лиса, лошадь, слон, осел, козел, крокодил, лев, волк и т.д.)

(В.Волина “Учимся играя”)



_____________________________________________________________________________
Веселые звуки.

Лисята в гости шли к лисе
В нору у старой ели.
Пришли к лисе-лисе-лисе
И сели-сели-сели.
(В.Волина “Учимся играя”)



_____________________________________________________________________________
Любопытный.
Отвечать на вопросы ведущего словами со звуками [Л] и [Л’], например:

— Как тебя зовут? (Лена, Леша.)
— Какое твое любимое занятие зимой? (Лыжи.)
— А летом? (Лесные прогулки.)
— Какие ты любишь цветы? (Ландыши, левкои.)
— Какие птицы тебе нравятся? (Лебеди, ласточки.)
— Какие ты знаешь фрукты на [л]? (Лимоны.)
— Какие ты знаешь города? (Лейпциг, Лион, Лиссабон, Львов.)
— Какие ты знаешь национальности? (Латыши, литовцы.)
— Кем ты собираешься стать, когда вырастешь? (Летчиком, логопедом.)
— Чем едят суп? (Ложкой.)
— Чем копают? (Лопатой.)
— Где волк? (В лесу.)
— Где корова? (На лугу.)
— Где свинья? (В луже.)
— Где цветочки? (На липе.)
— Где косточки? (В лимоне.)
— Что в салате? (Лук.)

(В.Волина “Учимся играя”)



_____________________________________________________________________________
Закончите фразу словом со звуками [Л] или[ Л’]:

В зоопарке разные звери: рыжая ... (лиса), сильный ... (лев), красивый ... (лось), белокрылый ... (лебедь). У меня всегда текут слезы, когда мама режет ... (лук). Я положила в стакан кислый ... (лимон). Мы любим ходить в... (лес).

(В.Волина “Учимся играя”)



_____________________________________________________________________________
- Маме ты помогал?
- Помогал.
- Ты с собакой гулял?
- Гулял.
- Ты котёнка поил?
- Поил.
- Ты посуду помыл?
- Помыл.
- Ну, а сам-то гулял?
- Гулял.
- И, конечно, в футбол гонял?
- Угадал! Я играл в футбол.
Так хотелось забить мне гол!

(Ирина Лопухина “Логопедия: звуки, буквы и слова”)



_____________________________________________________________________________
Упражнение в произношении изолированных звуков [Л], [Л’]
Озвучить сказку:

Летел в небе самолет. Гудел, как полагается самолетам: «Л-л-л-л-л-л-л-л-л-л...» А погода чудесная, на небе ни облака. Весна. У летчика хорошее настроение. Взял он да и включил радио. По радио песню передают: «Ла - ла, ла - ла, ла - ла - ла!»
Услышал самолет песню. Понравилось. «Вот это песня,— думает. — Не то что у меня: все «Л-л-л» да «Л-л-л». Дай-ка и я попробую так спеть». Откашлялся самолет (от этого все пассажиры в своих креслах подпрыгнули) и стал подпевать: «Ла - л а, л а - л а, ла - ла - ла!» Подпевает, а сам крыльями машет в такт.
Что тут началось! Мотор то работает, то глохнет, в такт песне. (Раньше-то он гудел ровно: «Л-л-л-л...».) Самолет то летит, то начинает падать, то вдруг снова летит.
Да еще крылом качает! Да еще подпрыгивает в воздухе! Пассажиров бросает то вперед, то назад. Они кричат, ничего понять не "могут. Летчик в штурвал вцепился, не знает, что делать.
А тут по радио стали передавать веселую песенку: «Ля - ля - ля, ля - ля - ля!» Самолет стал быстрее подпевать, хвостом крутит, в воздухе переворачивается! Того и гляди на землю упадет...
Тут пилот догадался — выключил радио. И сразу мотор загудел ровно, как раньше: «Л-л-л-л-л...» И кувыркаться самолет перестал, и хвостом больше не крутит. Долетели благополучно. А пилот с тех пор больше радио в воздухе не включает...

(Савина Л.А., Крылова Т.В. “Большой букварь в играх, сказках, стихотворениях, загадках”)



_____________________________________________________________________________
Предлагаю сыграть в «Цап-цап, или Убери палец».

Ставь свою ладонь вертикально, а мама снизу подставит указательный палец. Повторяй за мамой слова, а как только услышишь “клубника” – сжимай ладонь, хватай маму за палец. Схватил – твоя клубничка; успела мама палец отдернуть – клубничка мамина!
Слова для мамы:

Мила юла Клава
пила булка пламя
халат тулуп клубника
палатка голубь плот
мыло полы кукла
одеяло облако хлопок
половник флаг флот
клубника клубника флаг
полоть платок плотник

(Савина Л.А., Крылова Т.В. “Большой букварь в играх, сказках, стихотворениях, загадках”)



_____________________________________________________________________________
Мама дает тебе разные команды. Ты выполняешь то, что она тебе говорит (или показываешь жестами, как будто ты это делаешь), и рапортуешь об этом.
Например, так. Мама: «Садись!» Ты (сел на стул и говоришь): «Я сел!»
Внимание: когда мама скажет «Замолчи», ты должен сразу замолчать и не говорить больше ни слова! (Если скажешь: «Я замолчал», ты проиграл.) Команды такие:

— Встань. (— Я встал.) — Спой.
— Сядь. (— Я сел.) — Закричи.
— Подпрыгни. — Присядь.
— Хлопни. — Наклонись.
— Топни. — Шепни.
— Спрячься. — Замолчи.

(Савина Л.А., Крылова Т.В. “Большой букварь в играх, сказках, стихотворениях, загадках”)



_____________________________________________________________________________
Мама дает тебе разные команды. Ты выполняешь то, что она тебе говорит (или показываешь жестами, как будто ты это делаешь), и рапортуешь об этом.
Например, так. Мама: «Садись!» Ты (сел на стул и говоришь): «Я сел!»
Если мама вместо очередной команды произносит какое-то постороннее слово (например, «пчела»), ты должен замереть на месте, пока она не подаст тебе следующую команду.

— Скачи! (— Я скачу.) — Топай!
— Спи! (— Я сплю.) — Лежи!
— Ешь! — Стучи!
— Улитка! (Замереть.) — Лижи!
— Спой! — Бодай!
— Мой! — Подвал! (Замереть.)
— Копай! — Встань!
— Стул! (Замереть.) — Рой!

(Савина Л.А., Крылова Т.В. “Большой букварь в играх, сказках, стихотворениях, загадках”)



_____________________________________________________________________________
Дождик, дождик,
Лей, лей, лей
На меня и на людей!
На людей по ложке,
На меня по плошке,
А на Бабу Ягу –
Лей по целому ведру!



_____________________________________________________________________________
скороговорка

Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
И матросы три недели
Карамель на мели ели.



_____________________________________________________________________________
Чистоговорка

Лу-лу-лу - я купила пастилу.
Ле-ле-ле - положила на столе.
Ли-ли-ли - вы попробовать пришли.
Ла-ла-ла - ну и где же пастила?



_____________________________________________________________________________
Чистоговорка

Лы-лы-лы - забивали мы голы.
Лу-лу-лу - возле окон на полу.
Ла-ла-ла - не заметили стекла.
Лу-лу-лу - мы не били по стеклу,
Ла-ла-ла - только нет в окне стекла.



_____________________________________________________________________________
Чистоговорка
Ли-ли-ли - тополя видны вдали.
Ле-ле-ле - много их у нас в селе.
Ля-ля-ля - все мы любим тополя.
Лю-лю-лю - тополя и я люблю.
Ле-ле-ле - веселей от них в селе.
Ля-ля-ля - но от них в пуху земля.



_____________________________________________________________________________
Автоматизация звуков [Л], [Л’] во фразах:

По небу плывут облака.
Около дома клумба.
На пол упал клубок ниток.
Мила видела клоуна.
Около болота лес.
Мила видела слона.
У халата полы до пола.
Мила вымыла полы.
Дядя Лука в тулупе.
Пилот надел пилотку.
Кот ловил галку.
Мила надела халат.
Мила включила лампу.
Клава купила лак.
У Володи было лото.
Мила пила апельсиновый сок.
Котенок лакал молоко.
Мила мылом куклу мыла.
В лодке — Володька.
В палатке — лопатка.
В полёте Поля-пилот.
Вале велики бальные туфли.
Великану малы Валины валенки.
Вол был бел.
Вол попал в логово волка.
Коля купил Лике кило кильки.
Колдун долго колдовал в лодке.
Колдун наколдовал Коле клад.
Ладе дали медаль.
Лала ела халву под одеялом.
Лёве велели наловить голавлей.
Лилипуты пили пилюл

Hosted by uCoz